Информатика (ИКТ)
Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ
1. Место в структуре образовательной программы.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня среднего общего образования разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ /приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 года № 1089 / и с учётом Примерной программы среднего (полного)общего образования по информатике и ИКТ для образовательных учреждений /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» /. Предмет входит в Федеральный компонент учебного плана
2. Цель изучения
Изучение информатики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
· формирование системы базовых знаний учащегося по информатике;
· освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных, в программе создания мультимедийных презентаций;
· освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
· формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
· приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
· освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре, в системе управления базой данных.
· ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
· понимания необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности;
· формирование мотивационных основ учащихся к процессу обучения.
· формирование общей культуры, связанной с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
3. Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.
4. Учебники
10-11 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10-11 классов./ -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2011. |
5. Требования к результатам освоения предмета на базовом уровне среднего общего образования
1. Введение.
Системы счисления
Учащиеся должны знать:
· в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
· из каких частей состоит предметная область информатики
· три философские концепции информации
· понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
· что такое язык представления информации; какие бывают языки
· понятия «кодирование» и «декодирование» информации
· примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
· понятия «шифрование», «дешифрование».
· сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
· определение бита с алфавитной т.з.
· связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
· связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
· сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
· определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
· решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
· решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
· выполнять пересчет количества информации в разные единицы
2. Информационные процессы в системах
Учащиеся должны знать:
· основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
· основные свойства систем: целесообразность, целостность
· что такое «системный подход» в науке и практике
· чем отличаются естественные и искусственные системы
· какие типы связей действуют в системах
· роль информационных процессов в системах
· состав и структуру систем управления
· историю развития носителей информации
· современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
· модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
· основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
· понятие «шум» и способы защиты от шума
· основные типы задач обработки информации
· понятие исполнителя обработки информации
· понятие алгоритма обработки информации
· что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
· определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
· устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
· что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
· что такое «структура данных»; какие бывают структуры
· алгоритм последовательного поиска
· алгоритм поиска половинным делением
· что такое блочный поиск
· как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
· какая информация требует защиты
· виды угроз для числовой информации
· физические способы защиты информации
· программные средства защиты информации
· что такое криптография
· что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
· приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
· анализировать состав и структуру систем
· различать связи материальные и информационные
· сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
· рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
· составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
· осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
· осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
· применять меры защиты личной информации на ПК
· применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
3. Информационные модели
Учащиеся должны знать:
· определение модели
· что такое информационная модель
· этапы информационного моделирования на компьютере
· что такое граф, дерево, сеть
· структура таблицы; основные типы табличных моделей
· что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
· понятие алгоритмической модели
· способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
· что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
· ориентироваться в граф-моделях
· строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
· строить табличные модели по вербальному описанию системы
· строить алгоритмы управления учебными исполнителями
· осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов
Учащиеся должны знать:
· архитектуру персонального компьютера
· что такое контроллер внешнего устройства ПК
· назначение шины
· в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
· основные виды памяти ПК
· что такое системная плата, порты ввода-вывода
· назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
· что такое программное обеспечение ПК
· прикладные программы и их назначение
· системное ПО; функции операционной системы
· что такое системы программирования
· основные принципы представления данных в памяти компьютера
· представление целых чисел
· диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
· принципы представления вещественных чисел
· представление текста
· представление изображения; цветовые модели
· в чем различие растровой и векторной графики
· дискретное (цифровое) представление звука
· идею распараллеливания вычислений
· что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
· назначение и топологии локальных сетей
· технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
· основные функции сетевой операционной системы
· историю возникновения и развития глобальных сетей
· что такое Интернет
· систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
· способы организации связи в Интернете
· принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Учащиеся должны уметь:
· подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
· соединять устройства ПК
· производить основные настройки БИОС
· работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
· получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
· вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
5. Технологии использования и разработки информационных систем
Учащиеся должны знать:
· назначение информационных систем
· состав информационных систем
· разновидности информационных систем
· что такое гипертекст, гиперссылка
· средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
· назначение коммуникационных служб Интернета
· назначение информационных служб Интернета
· что такое прикладные протоколы
· основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
· что такое поисковый каталог: организация, назначение
· что такое поисковый указатель: организация, назначение
· какие существуют средства для создания web-страниц
· в чем состоит проектирование web-сайта
· что значит опубликовать web-сайт
· возможности текстового процессора по созданию web-страниц
· что такое ГИС
· области приложения ГИС
· как устроена ГИС
· приемы навигации в ГИС
· что такое база данных (БД)
· какие модели данных используются в БД
· основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
· определение и назначение СУБД
· основы организации многотабличной БД
· что такое схема БД
· что такое целостность данных
· этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
· структуру команды запроса на выборку данных из БД
· организацию запроса на выборку в многотабличной БД
· основные логические операции, используемые в запросах
· правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
· автоматически создавать оглавление документа
· организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
· работать с электронной почтой
· извлекать данные из файловых архивов
· осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
· создать несложный web-сайт с помощью MS Word
· создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
· осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
· создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
· реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
· реализовывать запросы со сложными условиями выборки
· реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
· создавать отчеты (углубленный уровень)
6. Технологии информационного моделирования
Учащиеся должны знать:
· понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
· что такое математическая модель
· формы представления зависимостей между величинами
· для решения каких практических задач используется статистика
· что такое регрессионная модель
· как происходит прогнозирование по регрессионной модели
· что такое корреляционная зависимость
· что такое коэффициент корреляции
· какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
· что такое оптимальное планирование
· что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
· что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
· в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
· какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
· используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
· осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
· вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
· решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
7. Основы социальной информатики
Учащиеся должны знать:
· что такое информационные ресурсы общества
· из чего складывается рынок информационных ресурсов
· что относится к информационным услугам
· в чем состоят основные черты информационного общества
· причины информационного кризиса и пути его преодоления
· какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
· основные законодательные акты в информационной сфере
· суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
· соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
6. Общая трудоемкость дисциплины
10 класс – программа рассчитана на 36 часов в год (1 урок в неделю);
11 класс - программа рассчитана на 34 часа в год (1 урок в неделю).