Информатика (ИКТ)

Аннотация к рабочей программе по  информатике и ИКТ

1. Место  в структуре  образовательной программы.

 Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня среднего общего образования разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ  /приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 года № 1089 / и с учётом Примерной программы  среднего (полного)общего образования по информатике и ИКТ  для образовательных учреждений /Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 г.   N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» /.  Предмет  входит в Федеральный компонент учебного плана

2. Цель изучения

Изучение информатики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

· формирование системы базовых знаний учащегося по информатике;

· освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных, в программе создания мультимедийных презентаций;

· освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;

· формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;

· приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

· освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре, в системе управления базой данных.

· ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;

· понимания необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности;

· формирование мотивационных основ учащихся к процессу обучения.

· формирование общей культуры, связанной с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

 

3. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.

4. Учебники

10-11

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 10-11 классов./ -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2011.

 

 5. Требования к результатам освоения предмета на базовом уровне среднего общего образования

1. Введение.

 Системы счисления

Учащиеся должны знать:

· в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

· из каких частей состоит предметная область информатики

· три философские концепции информации

· понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

· что такое язык представления информации; какие бывают языки

· понятия «кодирование» и «декодирование» информации

· примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

· понятия «шифрование», «дешифрование».

· сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

· определение бита с алфавитной т.з.

· связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

· связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

· сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

· определение бита с позиции содержания сообщения

 

Учащиеся должны уметь:

· решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

· решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

· выполнять пересчет количества информации в разные единицы

2. Информационные процессы в системах

Учащиеся должны знать:

· основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

· основные свойства систем: целесообразность, целостность

· что такое «системный подход» в науке и практике

· чем отличаются естественные и искусственные системы

· какие типы связей действуют в системах

· роль информационных процессов в системах

· состав и структуру систем управления

· историю развития носителей информации

· современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

· модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

· основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

· понятие «шум» и способы защиты от шума

· основные типы задач обработки информации

· понятие исполнителя обработки информации

· понятие алгоритма обработки информации

· что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

· определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

· устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

· что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

· что такое «структура данных»; какие бывают структуры

· алгоритм последовательного поиска

· алгоритм поиска половинным делением

· что такое блочный поиск

· как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

· какая информация требует защиты

· виды угроз для числовой информации

· физические способы защиты информации

· программные средства защиты информации

· что такое криптография

· что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

· приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

· анализировать состав и структуру систем

· различать связи материальные и информационные

· сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

· рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

· составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

· осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

· осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

· применять меры защиты личной информации на ПК

· применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

3. Информационные модели

Учащиеся должны знать:

· определение модели

· что такое информационная модель

· этапы информационного моделирования на компьютере

· что такое граф, дерево, сеть

· структура таблицы; основные типы табличных моделей

· что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

· понятие алгоритмической модели

· способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

· что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

· ориентироваться в граф-моделях

· строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

· строить табличные модели по вербальному описанию системы

· строить алгоритмы управления учебными исполнителями

· осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

4. Программно-технические системы реализации информационных процессов

Учащиеся должны знать:

· архитектуру персонального компьютера

· что такое контроллер внешнего устройства ПК

· назначение шины

· в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

· основные виды памяти ПК

· что такое системная плата, порты ввода-вывода

· назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

· что такое программное обеспечение ПК

· структура ПО ПКХочу такой сайт

· прикладные программы и их назначение

· системное ПО; функции операционной системы

· что такое системы программирования

· основные принципы представления данных в памяти компьютера

· представление целых чисел

· диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

· принципы представления вещественных чисел

· представление текста

· представление изображения; цветовые модели

· в чем различие растровой и векторной графики

· дискретное (цифровое) представление звука

· идею распараллеливания вычислений

· что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

· назначение и топологии локальных сетей

· технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

· основные функции сетевой операционной системы

· историю возникновения и развития глобальных сетей

· что такое Интернет

· систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

· способы организации связи в Интернете

· принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Учащиеся должны уметь:

· подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

· соединять устройства ПК

· производить основные настройки БИОС

· работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

· получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

· вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

5. Технологии использования и разработки информационных систем

Учащиеся должны знать:

· назначение информационных систем

· состав информационных систем

· разновидности информационных систем

· что такое гипертекст, гиперссылка

· средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

· назначение  коммуникационных служб Интернета

· назначение информационных служб Интернета

· что такое прикладные протоколы

· основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

· что такое  поисковый каталог: организация, назначение

· что такое поисковый указатель: организация, назначение

· какие существуют средства для создания web-страниц

· в чем состоит проектирование web-сайта

· что значит опубликовать web-сайт

· возможности текстового процессора по созданию web-страниц

· что такое ГИС

· области приложения ГИС

· как устроена ГИС

· приемы навигации в ГИС

· что такое база данных (БД)

· какие модели данных используются в БД

· основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

· определение и назначение СУБД

· основы организации многотабличной БД

· что такое схема БД

· что такое целостность данных

· этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

· структуру команды запроса на выборку данных из БД

· организацию запроса на выборку в многотабличной БД

· основные логические операции, используемые в запросах

· правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

· автоматически создавать оглавление документа

· организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

· работать с электронной почтой

· извлекать данные из файловых архивов

· осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

· создать несложный web-сайт с помощью MS Word

· создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

· осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

· создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

· реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

· реализовывать запросы со сложными условиями выборки

· реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

· создавать отчеты (углубленный уровень)

6. Технологии информационного моделирования

Учащиеся должны знать:

· понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

· что такое математическая модель

· формы представления зависимостей между величинами

· для решения каких практических задач используется статистика

· что такое регрессионная модель

· как происходит прогнозирование по регрессионной модели

· что такое корреляционная зависимость

· что такое коэффициент корреляции

· какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

· что такое оптимальное планирование

· что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

· что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

· в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

· какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

· используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

· осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

· вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

· решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

7. Основы социальной информатики

Учащиеся должны знать:

· что такое информационные ресурсы общества

· из чего складывается рынок информационных ресурсов

· что относится к информационным услугам

· в чем состоят основные черты информационного общества

· причины информационного кризиса и пути его преодоления

· какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

· основные законодательные акты в информационной сфере

· суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

· соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

 

 6. Общая трудоемкость дисциплины

10 класс – программа рассчитана на 36 часов в год (1 урок в неделю);

11 класс -  программа рассчитана на 34 часа в год (1 урок в неделю).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».